Познавательная биология2023-2024

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №20 имени Героя Советского Союза
П.Ф.Крупского
муниципального образования Абинский район
УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета
МБОУ СОШ№20 МО Абинский район
от 30 августа 2023 года протокол №1
Председатель педсовета
Директор
Э.Е.Летина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности «Познавательная биология »
(указать учебный предмет, курс)
Уровень образования (класс) начальное общее, 5-6 класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием
классов)
Количество часов 68 часов
Учитель или группа учителей, разработчиков рабочей программы
Летина Элеонора Евгеньевна, учитель химии, биологии МБОУ СОШ № 20
(ФИО полностью, должность (краткое название организации)

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по курсу «Занимательная биология» для 5-8классов
разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного
стандарта второго поколения основного общего образования
• на основании Закона РФ «Об образовании», пункт 7: «Разработка и утверждение рабочих
программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей),
• Закона РФ «Об образовании» № 53 от 14.11.2004 года, ст.8: «Национально-региональный
компонент государственных образовательных стандартов»,
Особенности преподавания предмета
Предлагаемая тематика занятий биологического кружка имеет чѐтко выраженную предметную
направленность.
В единстве с основным школьным курсом биологии кружок «Занимательная биология» будет обеспечивать
сознательное усвоение учащимися основных биологических понятий, фактов, методов биологической науки
с опорой на внутри - и межпредметные связи и на этой основе формировать естественнонаучное
мировоззрение и восприятие учащимися биологического образования как элемента общечеловеческой
культуры.
Данная рабочая программа разработана для учащихся 5 -8 классов разного уровня подготовки.
В системе предметов основной общеобразовательной школы курс «Занимательная биология»
реализует следующие цели:
- создание условий для удовлетворения познавательной или образовательной потребности учащихся
в биологической деятельности;
-Способствовать развитию интеллектуальных, креативных способностей учащихся
-обеспечить организацию деятельности учащихся в рамках биологического направления направленную
на позитивную социализацию и воспитание детей.
Задачисодержания предметной области «Биология»:
Образовательные:
- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой
природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить
наблюдения за культурными растениями.
- Расширять кругозор, повышать интерес к предмету, популяризация интеллектуального творчества.
Развивающие:
- Способствовать развитию потребности общения человека с природой.
- Развитие альтернативного мышления в восприятии прекрасного.
- Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем,
доступных школьнику, стремления к активной практической
деятельности
по
охране
окружающей среды.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
проведения наблюдений за живыми организмами, постановки биологических экспериментов, работы с
различными источниками информации.
- создание условий для углубления и расширения знаний по биологии, развития мышления, формирования
интеллектуальных умений и опыта творческой учебно-познавательной деятельности;
- Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.
- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными
растениями и животными.
- Развитие монологической устной речи.
- Развитие коммуникативных умений.
- Развитие нравственных и эстетических чувств.
- Развитие способностей к творческой деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе.
2

- Развивать наблюдательность, любознательность, логическое мышление, творческую активность
учащихся, умение четко и лаконично излагать и обосновывать свои мысли.
- Развивать навыки коллективной работы, воспитание понимания эстетический ценности природы,
объединение и организация досуга учащихся.
Общая характеристика учебного курса
В содержании раскрываются несколько этапов еѐ освоения: освоение теории и практика.
Программа ориентирована на обучающихся 5-8тклассов, особенностью которых является активное
общение в группах, сотрудничество, познавательная активность.
Программа реализуется в постоянном составе учащихся как одновозрастных, так и разновозрастных.
Программа ориентирована на реализацию в подгруппе (5-10 человек)
Режим занятий- 34часа, 1 раз в неделю.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий,
обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся
включаются в исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия,
как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент,
делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий,
структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где
преобладают такие еѐ виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою
точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме,
вступать в диалог и т. д.
Работа кружка по предлагаемой программе предполагает ведение наблюдений и практической
работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены
лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает
возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать
наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности,
способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Место курса в учебном плане
Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также
научные методы и пути познания человеком природы. На освоение программы отводится 1 час в
неделю, в год – 34 часа.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию
современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических
знаний.
Биологическое образование призвано обеспечить:
 ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех
проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание и воспитание любви к природе;
 развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе,
познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами
исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
 овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностносмысловыми, коммуникативными;
 формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной
деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к
объектам живой природы.
Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии
с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной,
3

нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающего среды и собственного здоровья, для
повседневной жизни и практической деятельности.
Прогнозируемые результаты
Обучающиеся должны знать:
- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости экосистем;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
- наиболее типичных представителей животного и растительного мира НСО;
- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям
существования (примеры);
- какую пользу приносят представители животного мира;
- съедобные и ядовитые растения своей местности;
- лекарственные растения, правила сбора, хранения и применения их.
- редкие и охраняемые виды растений и животных нашей области;
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- современные проблемы охраны природы, аспекты, принципы и правила охраны природы;
О б у ч а ю щи е с я д о л жн ы у м е т ь :
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
- ухаживать за домашними животными и птицами;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической
деятельности по сохранению природного окружения;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
- наблюдать предметы и явления природы;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- подготовить доклад, презентацию;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками основной школы следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения биологии
Личностные результаты обучения:
 знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
 сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой
природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы);
эстетического отношения к живым объектам;
 формирование личностных представлений о целостности природы,
 формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех еѐ
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и
рационального природопользования.
Метапредметные результаты обучения:
 знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть
проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать,
наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
 формирование умения работать с различными источниками биологической информации:
текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками,
анализировать и оценивать информацию;
4

 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и
познавательной деятельности;
 формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникативных технологий;
 формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою
точку зрения.
Предметными результатамиобучения являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков
живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями,
грибами;

классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной
систематической группе;

роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для
сохранения биосферы;

различение съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;

сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения
на основе сравнения;

выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных
видов в экосистеме;

овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:

знание основных правил поведения в природе;

анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска
на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы,
микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:

освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
растениями.
5. В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Контрольно-измерительные материалы:
1. Формы контроля знаний:
Фронтальный и индивидуальный опрос.
Отчеты по лабораторным работам.
Творческие задания.
Информационно-поисковая работа с использованием ИКТ.
2. Основной инструментарий для оценивания результатов:
Творческие работы.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
кружка «Познавательная биология»1 год
№
1

Дата

Тема занятия
Вводное занятие. Биология –
наука о живой природе.
Оформление уголка кружка

Форма занятия

Наглядные пособия
и технические средства

беседа

Презентация

Коллективная работа

Ватман
5

«Занимательная
биология»,
девиз, песня, правила, атрибуты.
В мире флоры и фауны.

2
3
4

Час ребусов.

5

Родина овощей.

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Коллективная работа
Игра – путешествие с
культурными растениями.

Памятники овощам и фруктам
(удивительные растения)
По страницам Красной книги.
Экологический турнир «В
союзе с природой»
В океане вокруг нас
Познавательно
—
интеллектуальная игра «Люди,
звери, рыбы, птицы на Земле
должны ужиться!»
Оформление
газеты
«Удивительные животные»
Викторина «Узнай меня»
Работа
над
«Берегите птиц»

Игра: Биологическое лото

проектом

Познавательное занятие
Устный журнал
Викторина
Экологический турнир
Экологический турнир
Познавательно —
интеллектуальная игра
Коллективная творческая работа
Игра
Групповая
Защита проектной работы,
посвященной Всемирному Дню
Кошек (1 марта)
Круглый стол

19

Всемирный день кошек.

20

Легенды о цветах.

21

Викторина «Час цветов»

Викторина

22

Оформление стенда «Тайны
мира цветов» «Бабочек»

Творческая мастерская

23

Своя игра «Тропа загадок»

24

Комнатные растения.
Цветы на моей клумбе

25

Биологическая викторина.

26
27

Птицы леса. Праздник птиц.

28
29
30

31
32
33

Материалы проекта «Школьный
дворик»

Поле чудес «Удивительный
мир птиц»
Экскурсии в природу.

Тайны
организмов.

клеток

Своя игра

Командная игра
Презентация, викторина.
Игра
Экскурсия

Лабораторные
работы
с
микроскопом.1.Рассматривание
живых готовых микропрепаратов
2.
Приготовление
и
рассматривание микропрепарата
кожица лука, кожицы листа,

6 конвертов, жетоны
Карточки с
ребусами
Игровые поля,
бочонки для лото
Презентация с
изображением
памятников овощам и
фруктам, вошедшим в
«горячую десятку»
Иллюстративный
материал, презентации.
Презентация для
турнира
презентация
Жетоны,
презентация с
названиями конкурсов,
картинками, медали
Ватман
Презентация с
разбивкой по группам
Презентация
Презентация
Фотографии
Сообщения
Иллюстративный
материал
Фотографии,
рисунки
Презентация с
разбивкой на группы
Доклад учащихся
Презентация с
разбивкой по группам
Фильм по
краеведению
Иллюстративный
материал
В окрестностях села

Микроскопы и
микропрепараты.

6

клеток эпителия.

34

3.
Рассматривание
готовых
препаратов животных клеток
Итоговое занятие Викторина
«Загадки природы»

Презентация,
сообщения

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

кружка «Познавательная биология»2 год

7

№

Дата

Тема занятия

Вид деятельности
Коллективная работа, сбор и обработка
информации, рисунок модели живородящей птицы.

Живородящие птицы

1

Вопросы разминки

2

Сбор и обработка информации, подготовка
презентации
Сбор и обработка информации, подготовка
«Зеркальные животные»
презентации.
Сбор и обработка информации, подготовка
«Отдалѐнная гибридизация»
презентации
«Алиса на острове»
Сбор и обработка информации, подготовка
«Закон Бергмана»
презентации
Подготовка выступлений по темам защита
Турнир юных биологов.
презентаций.
«Красная
книга
руками Изготовление рисунков редких и исчезающих
детей!»
животных
«Красная
книга
руками
Изготовление и оформление рисунков редких и
детей!»
исчезающих животных
Выставка рисунков «Красная
Оформление выставки рисунков
книга руками детей!»
«Конь в
животных.

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Викторина

пальто»,

одежды

Животные барометры
Акция «Покорми птиц!»
«Птицы,
друзья
наши
верные!»
Турнир юных биологов
Чудо – пчѐлы.

21

Дельфины - целители

22

Иппотерапия

23

Змея – символ медицины

24
25
26
27
28

Чудо – юдо, рыба- Кит
Разноцветный мир бабочек

29
30

Заботливые родители
Бионика

31
32
33
34

Мастера маскировки
Домашние любимцы

Наблюдение за
птицами,
лягушками, насекомыми
Итоговое занятие

Сбор информации, подготовка презентации.
Изготовление буклетов, листовок, кормушек
Распространение буклетов и листовок,
развешивание кормушек
Состязание между командами
Целебные продукты пчеловодства
Сбор информации о способности дельфинов
излечивать людей
Знакомство с иппотерапией
Выяснить, почему змея является символом
медицины
Сбор информации и подготовка презентации
Знакомство с разнообразием бабочек
Знакомство с животными, умеющими хорошо
«прятаться»
Рассказ ребят о своих любимцах, рисунки
Знакомство с примерами заботы о потомстве у
различных видов животных, примеры использоания
человеком особенностей строения живого организма
в технике
Экскурсия в природу, фотоотчѐт
Подведение итогов занятий в кружке

8

Материально-техническое обеспечение учебного курса
Печатные пособия
Комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и
голосеменные растения, «Ботаника 2. Строение и систематика цветковых растений», «Зоология».
Наборы картинок в соответствии с тематикой.
Натуральные объекты
Гербарии
Основные группы растений
Коллекции
Голосеменные растения
Семена и плоды
Комплекты микропрепаратов
Приборы
Раздаточные
Микроскоп
Демонстрационные
Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ
Столик подъѐмно-поворотный с двумя плоскостями
Лупа ручная
Транспаранты
Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Растения. Бактерии. Грибы»
Технические средства обучения
1.
2.
3.

Компьютер.
Проектор.
Настенная доска.
Список книгопечатной продукции

Для обучающихся
1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения 5класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015 г.
2. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
3. Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения луга. – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атласопределитель)- М.: Дрофа, 2010.
4. Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения луга. – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атласопределитель) - М.: Дрофа, 2010.
5. Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения леса. – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атласопределитель) - М.: Дрофа, 2010.
6. Клинковская, Н. И., Пасечник, В.В. Комнатные растение в школе: кн. Для учителя. – М.:
Просвещение, 2000.
Для учителя
1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система
заданий: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.] под ред. А.Г.
Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.-159с. - (Стандарты второго поколения).
2. Григорьев. Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для
учителя/ Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011 – 223с. – (Стандарты второго
поколения).
3. Программы внеурочной деятельности. Познавательная активность. Проблемно-ценностное общение:
пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.:
Просвещение, 2011. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).
9

4. Браверман Э.М. Развитие метапредметных умений на уроках. Основная школа. М.: Просвещение,
2012. – 80с.
Интернет-ресурсы
1. Сайт Российского общеобразовательного Портал http://www.school.edu.ru (обмен педагогическим
опытом, практические рекомендации).
2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http://schoolcollection.edu.ru
3. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа: www.km.ru/
education
4. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
5. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
6. http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
Дополнительная литература:
1. Энциклопедия для детей. Биология / под ред. М. Д. Аксеновой. - М.: Аванта +, 2001 г.,
2. Золотницкий, Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях, Дрофа, 2002.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».