Проектная деятельность2023-2024

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №20 имени Героя Советского Союза П.Ф.
Крупского муниципального образования Абинский район

УТВЕРЖДАЮ

Директор

___

Э. Е. Летина

Приказ № 118 от «_22 » _мая _2023г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Проектно-исследовательская деятельность»
на 2023-2024 учебный год

Название образовательного направления:
культурологическое.
Вид образовательной программы:
модифицированная.
Срок реализации программы: 1 год
Возрастные рамки: от 12 до 18 лет.

х. Екатериновский, 2023 г.

Раздел I.«Комплекс основных характеристик дополнительной
образовательной программы»
Пояснительная записка

1.

Программа разработана в соответствии на основе Конвенции о правах
ребенка, с Законом РФ «Об образовании», Национальной доктрины
образования,

Типовых

образования

детей

положений

в

об

Российской

учреждении

Федерации,

дополнительного

решения

коллегий

Минобразования России, нормативных правовых документов субъектов
Российской

Федерации,

решения

органов

управления

образованием,

нормативной базы образовательных учреждений.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития
новых способов образования, педагогических технологий, направленных на
индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку
навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирования
у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения
возникающих

в

жизни

проблем

профессиональной

-

деятельности,

самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание
подлинно

свободной

самостоятельно
обдумывать

личности,

формирование

мыслить, добывать и

принимаемые

решения

и

у детей

способности

применять знания,
чѐтко

планировать

тщательно
действия,

эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах,
активно использовать технологию eduSkrim, быть открытыми для новых
контактов и культурных связей. В Концепции модернизации российского
образования ставится задача по формированию «целостной системы
универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной
деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых
компетенций,

определяющих

современное

качество

содержания

образования». Образование в результате модернизации неизбежно должно
перейти на два основания – знаниевую и компетентностную парадигмы.

Формирование ключевых компетентностей, к которым относится проектная
компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего
образования, а проектирование и проектная деятельность – новым
содержанием. В настоящее время современная школа должна обеспечить
функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на
основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания,
профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных
ориентаций и смыслотворчества.
Направленность программы: культурологическое.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе
технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской
деятельности определены как одно из условий реализации образовательной
программы начального общего образования.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической
значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и
исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации
научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах и т.д.
Программа позволяет организовать актуальные в настоящее время
компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенность организации образовательной деятельности:
Возраст детей: программа рассчитана на обучающихся 12-18 лет.
Срок реализации: 1 год.
Формы и режим занятий: очное, занятия проводится два раза в неделю
во второй половине дня, понедельник, среда с 16 до 18
Особенности организации образовательной деятельности: групповой и
индивидуальный
2.

Цели и задачи программы.

Цель:

Обеспечить

жизненную

успешность

и

одарѐнность

обучающихся, развивая качества личности, через оптимизацию системы
проектной деятельности.
Задачи:
Личностные: Формировать базовые компетентности, необходимые каждому
члену современного общества.Развивать творческие способности учащихся и
инициативность.
Метапредметные: Совершенствовать навыки публичных

выступлений,

научного диалога.
Оптимизировать работу школьного научного сообщества, вовлекая в
творческое проектирование новых его членов обучающих, их родителей,
социальных партнеров, создав, таким образом, творческий коллектив,
занятый общим делом.
Предметные: Способствовать укреплению престижа научного знания через
участие в проектной деятельности.Развивать ресурсную базу школы,
отвечающей системным образовательным запросам и индивидуальным
возможностям обучающихся, включѐнных в проектную деятельность.
Новизна и актуальность программы заключаются в умелом сочетании
различных форм работы, направленных на развитие детей, с опорой на
практическую деятельность, и обусловлены важностью внешкольной
природоохранной работы на современном этапе, необходимостью знать и
изучать родные места, понимать целесообразность взаимоотношений
подрастающего поколения с окружающей средой.
3.
Содержание программы: (153 часа - 4,5 часа в неделю)
Учебный план для обучающихся 12-15 лет
Количество учебных недель: 32 учебных недель.
Период обучения: с 15сентября по 31 мая.
Количество часов
№

Формы
контроля/ат
тестации

Наименование разделов и тем
Теорети- Практических
ческих

Всего

Вводный этап.
Введение. Значение проектноисследовательской деятельности для
развития творческих способностей.

10
1

12,5
1

22,5
2

2.

Типы проектов, их классификация

1

1,5

2,5

Опрос

1

1

2

Беседа

3.

Общие подходы к структурированию
проектов, этапы создания проектов
(eduSkrim)
Методы и методики

1

1,5

2,5

Беседа

I.
1.

Эвристичес
кая беседа

4.
исследований.
5.

Определение, выбор проблемы.

1

1

2

Наблюдение

6.

Выбор научной темы.

1

1,5

2,5

Беседа

7.

Изучение общественного мнения по
выбранной проблеме.

1

1

2

Опрос

8.

Формирование проектных групп.

1

1,5

2,5

9.

Обсуждение идей будущих проектов.

1

1

2

Групповая
работа
Беседа

10.

Утверждение тематики проектов и
индивидуальных планов.

1

1,5

2,5

Опрос

Технологическая проработка этапов
проекта.
Определение целей и задач.(eduSkrim)

10

6,5

16,5

2

2

12.

Определение нужд и потребностей,
необходимых для разработки проекта.

2,5

2,5

1314.

Изучение возможностей, анализ
имеющихся ресурсов.

2
2,5

2
2,5

15.

Составление бюджета проекта.

16.

Составление организационного плана,
рабочего графика.

17.

Распределение обязанностей между
членами группы (команд).

II.
11.

III.
18.

3

3

2,5

2,5

1

1

2

Технологическая проработка этапов
научно-исследовательской работы

10,5

16,5

27

Типы научно-исследовательских

2,5

2,5

Индивидуал
ьная беседа
Работа в
инициативн
ых группах
Анализ
Оценка
практическо
й работы
Индивидуал
ьная беседа
Групповая
работа

Тестирован
ие

работ
1920.

Композиционная структура
исследовательской работы

1
1

1
1,5

2
2,5

21.

Понятийный аппарат исследования

1

1

2

Опрос

22.

Правила оформления
исследовательской работы

1

1,5

2,5

Опрос

23.

Требования к тексту

1

1

2

Опрос

24.

Пример оформления титульного листа

1

2,5

2,5

Наблюдение

25.

Пример оформления оглавления

1

2

2

Наблюдение

26.

Примеры оформления
библиографических ссылок

2,5

2,5

Наблюдение

27.

Описание работы по проекту.
Обоснование проекта.

2,5

2,5

Индивидуал
ьная беседа

28.

Критерии оценки исследовательских
работ

1

1,5

2,5

Беседа

Реализация проекта
Сбор и систематизация материалов по
теме проекта.

2
1

22,5
2

24,5
3

Опрос

IV.
29.

30.

Сбор и систематизация материалов по
теме проекта.

2,5

2,5

Индивидуал
ьная беседа

2

2

31.

Составление планов мероприятий по
проекту. Выбор форм реализации.
(eduSkrim)

Практическа
я работа

32.

Контроль выполнения планов.
Промежуточная оценка деятельности.

2,5

2,5

Промежуточ
ный
контроль

33.

Доработка проектов с учетом замечаний
и предложений.

2

2

34.

Корректировка плана реализации
проекта.

2,5

2,5

Практическа
я работа

35.

Описание работы по проекту.
Обоснование проекта.

2

2

Индивидуал
ьная беседа

36.

Описание работы по проекту.
Обоснование проекта.

2,5

2,5

Индивидуал
ьная беседа

37.

Оформление заявок, информационной
карты, календарного плана реализации
проекта.

38.

Написание доклада по проекту

V.
39.

Реализация
исследовательской работы
Работа с информационными и
литературными источниками

научно-

40.

Сбор и систематизация фактического
материала.

41.

Интервьюирование (метод сбора
информации)

42.

Анкетирование (метод сбора
информации)

43.

Сбор и систематизация фактического
материала.

44.

Планирование и реализация
экспериментальной части работы.

45.

Планирование и реализация
экспериментальной части работы.

46.

Планирование и реализация
экспериментальной части работы.

47.

48.

49.

VI.
50.

51.

1

2

3

2,5

2,5

5,5

22

27,5

1

1

2

2,5

2,5

Тестирован
ие и опрос

2

2

Опрос

2,5

2,5

Обработка
анкет

2

2

2,5

Консультац
ия

2,5

2

2

2,5

4,5

Планирование и реализация
экспериментальной части работы.

2

2

Групповая
работа

Планирование и реализация
экспериментальной части работы.

2,5

2,5

Групповая
работа

2

2

Научнопрактическа
я
конференци
я

Презентация проекта
Оформление иллюстративного ряда к
проекту.

11,5
2,5

11,5
2,5

Оформление иллюстративного ряда к
проекту.

2

2

2

Оформление результатов.

Контроль за
подготовкой
презентации
Контроль за
подготовкой
презентации

52.

Оформление иллюстративного ряда к
проекту.

53.

Подготовка публичной защиты.

54.

Контроль за
подготовкой
презентации
Индивидуал
ьная беседа

2,5

2,5

2

2

Репетиция защиты. Оценка
презентации.

2,5

2,5

Защита научно-исследовательской
работы
Создание презентации к научноисследовательской работе.

18

18

2

2

56.

Создание презентации к научноисследовательской работе.

2,5

2,5

57.

Создание презентации к научноисследовательской работе.

2

2

58.

Подготовка публичной защиты,
доклада.

2,5

2,5

59.

Подготовка публичной защиты,
доклада.

2

2

60.

Репетиция защиты.

2,5

2,5

Опрос

61.

Репетиция защиты.

2

2

Опрос

62.

Выступление в рамках научнопрактической конференции.

2,5

2,5

Участие в
конференци
и

1

4,5

5,5

1

2

3

Итоговый
контроль

2,5

2,5

Беседа

VII.
55.

VIII Обобщение материалов
.
Оценка атмосферы в группах, во время
разработки и реализации проектов и
63.
научно-исследовательских работ.
Тренинг.

64.

Положительные и отрицательные
последствия проектов и научноисследовательских работ. Круглый стол.
Итого:

39

114

Индивидуал
ьный
контроль
Индивидуал
ьный
контроль
Индивидуал
ьный
контроль

153

5. Содержание учебного плана.
I. Вводный этап.
Установочные занятия (теоретический блок):
- знакомство с понятием социальное проектирование и типами проектов;

- определение актуальных социальных проблем;
- выбор темы проекта.
Практические занятия:
- формирование групп с целью изучения общественного мнения по
выбранной теме проекта;
- утверждение тематики проектов и индивидуальных планов учащихся.
1.

Введение. Значение проектно-исследовательской деятельности для

развития творческих способностей.
Теория: формирование коллектива, группы, выяснения места научноисследовательской деятельности в образовательном процессе. Цели и задачи
курса.
Практика: проведения тренинга на развитие творческих способностей.
2. Типы проектов, их классификация.
Теория: изучения различных типов проектов, а так же их классификацию.
Практика: работа с различными образцами и примерами проектов.
3. Общие подходы к структурированию проектов, этапы создания
проектов.
Теория: на примере уже готовых проектов и с помощью презентации
обучающиеся знакомятся со структурой проектов: титульный лист, введение,
основная часть, практическая часть, выводы, заключение.
Практика: составления структурного плана.
4. Методы и методики исследования.
Теория: изучение основных методов и методик научных исследований.
Практика: уметь составлять анкеты, находить и проводить практические и
лабораторные работы.
5. Определение, выбор проблемы.
Теория: Классификация проблем. Общие направления исследований.
Правила выбора
Практика: работать с различными источниками информации.
6. Выбор научной темы.
Теория: Классификация тем. Общие направления исследований. Правила
выбора темы исследования.

Практика: выбор актуальной темы из перечня.
7. Изучение общественного мнения.
Теория: Знать правила и способы изучения общественного мнения. Уметь
находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться
способами фиксации материала.
Практика: отработка метода опроса.
8. Формирование проектных групп.
Теория: выбор траектории и методики формирования групп.
Практика: формирование групп.
9. Обсуждение идей будущих проектов.
Теория: «Мозговой штурм» в группе обучающихся. Предложение наиболее
актуальных тем, их отбор.
11. Цели и задачи исследования.
Теория: Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по
выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого
процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы
исследования.
Практика:работа с материалом. Формулирование цели и задач (тренинг).
12.Определение нужд и потребностей, необходимых для написания
проекта.
Теория:выявления затруднений у обучающихся в написании проекта.
Совместный поиск методов решения проблем и затруднений.
13-14. Изучение возможностей, анализ имеющихся ресурсов.
Теория: знакомство учебно-методическим и лабораторным оборудованием
кабинета. Выявление наличия необходимого оборудования и подбор
методики.
15. Составления бюджета проекта.
Практика: расчѐт затрат на выполнения проектно-исследовательской работы.
16. Составления плана, графика.
Практика: индивидуальная работа с обучающимися по определению тепа
проекта и составление перспективного плана работы над проектом.
17. Распределение обязанностей между членами групп.
Теория: знакомство с групповой формой работы.
Практика: тренинги на командную сплочѐнность и готовность работать в
группе.
II. Технологическая проработка этапов проекта.

Теоретический блок:
- определение целей, задач.
Практические занятия:
- определение финансовых и технических потребностей проекта;
- составление бюджета проекта, рабочего графика, распределение
обязанностей членов команд.
18. Типы научно-исследовательских работ.
Теория: изучения сути различных типов научно-исследовательских работ.
19-20. Композиционная структура исследовательской работы.
Теория: изучения основных компонентов композиции исследовательской
работы.
Практика: каждый ученик, выполняет задание на основе своей собственной
научной темы по составлению композиционной структуры.
21. Понятийный аппарат исследования.
Теория: знакомство на занятии с понятийным аппаратом, который
применяется при исследовании, а так же при проведении лабораторных и
экспериментальных исследованиях.
Практика: выполнения задания на знания понятий.
22. Правила оформления исследовательской работы.
Теория: изучения основных требований к оформлению работы.
Практика: тренинг по отработки навыка оформления научной работы или
проекта.
23. Требования к тексту.
Теория: изучения основных требований к оформлению текста.
Практика: Тренинг по отработки навыка оформления текста работы.
24. Пример оформления титульного листа.
Практика: тренинг по оформлению титульного листа к своим работам
25. Пример оформления оглавления:
Практика: тренинг по отработки навыка оформления оглавления (простое и
развѐрнутое).
26. Примеры оформления библиографических ссылок.

Практика: тренинг по отработки навыка правильного оформления ссылок
на текст и интернет источники.
27. Описание работы по проекту. Обоснование проекта.
Практика: исходя из теоретического материала, составить обоснование
проекта и описание работы.
28. Критерии оценки исследовательских работ.
Теория: знакомство обучающихся с критериями оценки исследовательских
работ.
Практика: самооценка научной работы или проекта согласно предъявляемым
критериям.
III. Реализация проекта.
Практическое освоение навыков разработки проектов:
- сбор и систематизация материалов по выбранной проблеме;
- составление и реализация планов мероприятий;
29. Сбор и систематизация материала по теме проекта.
Теория: знакомство с различными источниками информации.
Практика: систематизация собранной информации.
30. Сбор и систематизация материала по теме проекта.
Практика: систематизация собранной информации.
31. Составление плана мероприятий по проекту.
Практика: составления плана поэтапной работы с проектом ил научной
работой.
32. Контроль выполнения планов и промежуточная оценка.
Практика: заполнение оценочных листов.
33. Доработка проектов.
Практика: индивидуальная работа с каждой работой. Работа с проблемами
и не состыковками.
34. Корректировка плана реализации проекта.

Практика: каждый обучающихся проводит согласно замечаниям
корректировку плана работы с проектом или научно-исследовательской
работой.
35. Описание работы по проекту.
Практика: исходя из теоретического материала, составить обоснование
проекта и описание работы.
36. Описание работы по проекту.
Практика: исходя из теоретического материала, составить обоснование
проекта и описание работы.
37. Оформление заявок, информационной карты, календарного плана
реализации проекта.
Практика: тренинг по отработки навыка оформления заявок на участие,
информационной карты с аннотацией, календарного плана реализации
проекта.
38. Написание доклада по проекту.
Практика: Необходимо выделить основное в тексте работы и оформить
доклад в соответствии с пунктами плана. Создать презентацию к докладу.
V. Реализация научно-исследовательской работы.
39. Работа с информационными и литературными источниками.
Теория: изучение правил оформления списка литературы.
Практика: оформление списка литературы.
40. Сбор и систематизация основного материала.
Теория: работа с литературными источниками, информационными сайтами.
Практика: сбор и обработка материала.
41. Интервьюирование.
Теория: изучение технологии проведения интервью.
Практика: обучающиеся берут интервью у своих одноклассников, отработка
навыка.
42. Анкетирование.
Теория: изучение методики анкетирования.

Практика: составления вопросников для анкетирования, проведения
пробного анкетирования.
43.Сбор и систематизация материала.
Теория: работа с литературными источниками, информационными сайтами.
Практика: сбор и обработка материала.
44. Планирование и реализация проекта.
Теория: поиск методики эксперимента, составление плана и реализация на
практики. Практика: Проведение серии экспериментов или лабораторных
работ.
45. Планирование и реализация проекта.
Теория: поиск методики эксперимента, составление плана и реализация на
практики. Практика: Проведение серии экспериментов или лабораторных
работ.
46. Планирование и реализация проекта.
Теория: поиск методики эксперимента, составление плана и реализация на
практики. Практика: Проведение серии экспериментов или лабораторных
работ.
47. Планирование и реализация проекта.
Теория: поиск методики эксперимента, составление плана и реализация на
практики. Практика: Проведение серии экспериментов или лабораторных
работ.
48. Планирование и реализация проекта.
Теория: поиск методики эксперимента, составление плана и реализация на
практики. Практика: Проведение серии экспериментов или лабораторных
работ.
49. Оформление результатов.
Практика: оформление результатов согласно предъявляемым требованиям.
VI. Презентация проекта.
- оформление иллюстративного ряда к проекту,
- подготовка к публичной защите проекта.

50. Оформление иллюстративного ряда к проекту.
Практика: составление презентации. Оформление стенда к стендовому
докладу: печать фотографий, карт и т.д.
51. Оформление иллюстративного ряда к проекту.
Практика: составление презентации. Оформление стенда к стендовому
докладу: печать фотографий, карт и т.д.
52. Оформление иллюстративного ряда к проекту.
Практика: составление презентации. Оформление стенда к стендовому
докладу: печать фотографий, карт и т.д.
53. Подготовка публично защиты.
Практика: отработка выступления.
54. Репетиция защиты. Оценка презентации.
Теория: изучение критериев оценивания работы.
Практика: репетиция выступления и ответов на вопросы по научноисследовательской работе.
VII. Защита научно-исследовательской работы.
55. Создание презентации к научно-исследовательской работе.
Теория: изучение требований к содержанию презентации.
Практика: создание презентации.
56. Создание презентации к научно-исследовательской работе.
Теория: изучение требований к содержанию презентации.
Практика: создание презентации.
57. Создание презентации к научно-исследовательской работе.
Теория: изучение требований к содержанию презентации.
Практика: создание презентации.
58. Подготовка публичной защиты, доклада.
Теория: знакомство с методикой создания доклада.
Практика: Создание, оформление и прочтение доклада.
59. Подготовка публичной защиты, доклада.
Теория: знакомство с методикой создания доклада.

Практика: Создание, оформление и прочтение доклада.
60. Репетиция защиты.
Практика: отработка доклада согласно презентации по времени.
61. Репетиция защиты.
Практика: отработка доклада согласно презентации по времени.
62. Выступление в рамках научно-практической конференции.
Практика: выступление с докладом.
63. Оценка атмосферы в группах, во время разработки и реализации
проектов и научно-исследовательских работ. Тренинг.
Теория: анкетирование. Собеседование.
Практика: круглый стол.
64. Положительные и отрицательные последствия проектов и научноисследовательских работ. Круглый стол.
Практика: заседание членов кружка, подведение итогов, награждение самых
активных.
VIII. Обобщение материалов.
Анализ работы над проектом:
- сравнение поставленных целей и достигнутых результатов;
- определение положительных и отрицательных последствий проекта.
Оценка психологической обстановки в группе:
- мотивация участников группы;
- психологический климат в группе;
- коммуникативные особенности участников группы.
63. Оценка атмосферы в группах, во время разработки и реализации
проекта.
Практика: мониторинг, опрос, тестирование.
64. Положительные и отрицательные последствия проектов и научноисследовательских работ. Круглый стол.
Практика: проведение обсуждения качества реализации проекта или
научно-исследовательской работы в форме «круглого стола».
4.

Планируемые результаты.

Оценка результатов реализации программы будет осуществляться с
помощью различных методов:
 экспертная оценка результатов деятельности (внутренними и внешними
экспертами);
 социологические

опросы

учащихся,

воспитанников

педагогов

и

родителей;
 анализ результатов олимпиад, конкурсов, конференций.
 Умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
 Умение грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в
обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;
 Активно участвовать в коллективной познавательной деятельности.
 Умение

самостоятельно

работать

с

литературой,

вести

дневник

наблюдений, писать рефераты;
 Знание основных экологических проблем города, района, области, форм и
методов охраны окружающей среды.
 Умение готовить выступления о результатах наблюдений на заседаниях
кружка, классных часах, экологических вечерах, конференциях, т.е.
грамотно описывать и анализировать полученные данные;
 Умение проводить занятия в кружке, игровые программы, готовить
вечера, праздники.
 Внедрение проектной деятельности и новых технологий в процесс
обучения учащихся;
 Практические мероприятия: участие в конкурсах, олимпиадах, научнопрактических конференций.
Критерии
Развитие
интеллектуальнопознавательной
деятельности

Показатели
-

Уровень познавательной
активности
Уровень личностных
достижений
Овладение исследовательскими
навыками

Методики изучения
Мониторинг качества и
успеваемости
обучающихся.
Монитринг
участия
обучающихся
в
конкурсах олимпиадах,
научно – практических
конференциях.

Взаимодействие и
сотрудничество
обучающихся,
педагогов и
родителей

-

-

-

Доля проектов реализованных с
участниками субъектов
социализации;
Степень вовлеченности
субъектов в проектную
деятельность:
Обмен творческими идеями и
«находками».

Участие в конкурсах,
олимпиадах, играх и
конференциях
различного уровня.

Количество реализации
социальных проектов;
- Доля проектов инициируемых
обучающимися.
- Динамика
выступления
обучающихся на предметных
олимпиадах, интеллектуальных
играх, творческих конкурсах и
конференциях.
- Качество
проведения
предметных недель научно –
практических конференций в
ОУ

Оптимизация
организации
и
проведения,
предметных недель,
научно
–
практических
конференций в ОУ

- Динамика
участия
обучающихся в предметных
неделях, научно – практических
конференциях в ОУ
- Качество
организации
и
проведения предметных недель,
научно
–
практических
конференций в ОУ

Повышение интереса
к
проектной
деятельности ОУ в
профессиональном
сообществе.

- Увеличение доли проведения
открытых
мероприятий
семинаров веб – бинаров
круглых столов совещаний РМО
ШМО на базе ОУ по проектной
деятельности;
- Увеличение
количества
педагогов
вовлечѐнных
в
проектную деятельность;
- Увеличение доли уровня с
использованием
проектных
технологий.
- процент Пополнение ресурсной
базы ОУ,

Социальная
активность

Развитие
базы ОУ

ресурсной

-

Мониторинг
вовлечѐнности.

Анкетирование.
Банк творческих идей.
Мониторинг

Мониторинг
результатов
выступления
обучающихся
на
предметных
олимпиадах,
интеллектуальных
играх,
творческих
конкурсах
и
конференциях
Анализ
качества
организации и динамики
предметных
недель,
научно – практических
конференций в ОУ

Мониторинг
организации
и
проведения семинаров,
конференций;
публикации
по
проблемам
проектной
деятельности

Изучение потребностей
ресурсной базы ОУ

II. «Комплекс организационно-педагогических условий»

1. Условия реализации программы.
В реализации Программы участвуют обучающиеся, педагоги, родители,
социальные партнѐры.
Текущее

управление

реализацией

Программы

осуществляют

руководитель объединения.
Программой предусматривается привлечение собственных средств
участников образовательного процесса, привлечение бюджетных средств
всех уровней: федеральные, муниципальные и внебюджетных средств.
Главным

принципом

использования

средств

является

контроль

за

эффективностью их реализации.
Управление реализации программы предполагает создание системы
оценки и контроля эффективности решения задач программы на всех ее
этапах.
Система включает в себя:
1.

Разработку, обновление нормативно-правовой базы по проектной

деятельности.
2. Привлечение к решению задач программы партнеров - социальный ресурс
;
3. Мониторинговые процедуры оценки эффективности произошедших
изменений на каждом из 3-х этапов, и за период в целом - аналитический
ресурс;
4. Обеспечение профессионального и личностного роста педагогов школы,
через

организацию

мероприятий

обучающего,

аналитического

и

методического характера – кадровый ресурс;
5. Подготовку и развитие материально-технической базы проектной
деятельности школы – материальный ресурс;
6. Совершенствование информационной среды школы – информационный
ресурс;
7.Развитие механизмов внутренней экспертизы и коррекция результатов инновационный ресурс.

2. Форма оценки результатов программы.
 Журнал посещаемости;
 Защита проектных и научно-исследовательских работ;
 Конференции;
Формы отслеживания, фиксации и предъявления образовательных
результатов:
1. На протяжении всего учебного года ведется журнал учета реализации
образовательной
программы,
где
ежедневно
фиксируется
посещаемость обучающихся, их достижения, участие в выставках,
мероприятиях, конкурсах, олимпиадах, концертах и др.;
2. На протяжении всего учебного года обучающиеся объединения (и
педагог) собирают портфолио детей (грамоты, благодарственные
письма, отзывы и др.)
3. На протяжении всего учебного года участие детей в мероприятиях
научно-исследовательского характера.
4. На протяжении всего учебного года ведется мониторинг
результативности освоения образовательной программы «Проектная и
научно-исследовательского деятнльность» учащимися (вводный
предварительный контроль, текущий промежуточный и итоговый
контроль);
3. Оценочный материал.

Оценка результатов реализации программы будет осуществляться с
помощью различных методов:
 экспертная оценка результатов деятельности (внутренними и внешними
экспертами);
 социологические опросы учащихся, воспитанников педагогов и
родителей;
 анализ результатов олимпиад, конкурсов.
 Результаты образовательной деятельности отслеживаются путем
проведения предварительного, текущего и итогового контроля знаний
обучающихся.
 Вводный (предварительный) контроль: проводится при наборе или на
начальном этапе формирования группы – это изучение отношения ребенка
к выбранной деятельности, его достижения в этой области, личностные
качества ребенка.
 Цель – выявление стартовых возможностей и индивидуальных
особенностей учащихся в начале цикла обучения.
 Задачи:
 - прогнозирование возможности успешного обучения на данном этапе;
 - выбор уровня сложности тем, темпа обучения;
 - оценку дидактической и методической подготовленности.






















Методы проведения:
-индивидуальная беседа;
-наблюдение;
-групповые работы;
-мониторинг.
Текущий (промежуточный) контроль (проводится как правило в середине
учебного года) – это изучение динамики роста и развития личности в
процессе освоения образовательной программы.
Цель – отслеживание динамики развития каждого ребенка, коррекция
образовательного процесса в направлении усиления его развивающей
функции.
Задачи:
-оценка правильности выбора технологий и методик;
-корректировка организации и содержания учебного процесса.
Методы проведения промежуточного контроля – мониторинг, групповые
и индивидуальные работы, индивидуальные беседы, участие детей в
мероприятиях духовно-нравственного направления.
Итоги мониторинга анализируются педагогом и методистом
образовательного учреждения.
Итоговый контроль (проводится в конце учебного года) – это проверка
освоения детьми программы или ее этапа, учет изменений качеств
личности каждого ребенка.
Цель: подведение итогов освоения образовательной программы.
Задачи:
-анализ результатов обучения;
-анализ действий педагога;
Методы проведения итогового контроля:
-участие в выставках, мероприятиях, конкурсах, олимпиадах, концертах и
др.;
-сбор портфолио детей (грамоты, благодарственные письма, отзывы и др.).

Контроль и оценка достижений обучающихся (критерии оценки учебноисследовательских работ)
№ п/п
Оцениваемые параметры
Оценка в
баллах
1. Актуальность поставленной задачи:
- имеет большой практический и теоретический интерес;
3

2.

- носит вспомогательный характер;

2

- степень актуальности определить сложно;

1

- не актуальна;

0

Умение автора выделить и сформулировать проблему, цели и задачи
исследования:
- автор четко выделяет и формулирует проблему, цели и задачи

2

исследования;

3.

4.

5.

6.

7.

8.

- недостаточный уровень проработанности проблемы, цели и задач
исследования;

1

- проблемы, цели и задачи исследования не выделены и не
сформулированы.

0

Оригинальность методов решения задачи исследования:
- решены новыми, оригинальными методами;

3

- имеет новый подход к решению, использованы новые идеи;

2

- используются традиционные методы решения.

1

Новизна полученных результатов:
- получены новые теоретические и практические результаты;

4

- разработан и выполнен оригинальный эксперимент;

3

- имеется новый подход к решению известной проблемы;

2

- имеются элементы новизны;

1

- ничего нового нет.

0

Практическая значимость работы:
- результаты заслуживают опубликования и практического исполнения;

3

- можно использовать в научной работе школьников;

2

- можно использовать в учебном процессе;

1

- не заслуживает внимания.

0

Уровень проработанности исследования, решения задач:
- задачи решены полностью и подробно с выполнением всех
необходимых элементов исследования;

2

- недостаточный уровень проработанности решения;

1

- решение не может рассматриваться как удовлетворительное.

0

Эрудированность автора в рассматриваемой области:
- использование известных результатов и научных фактов в работе,
владение специальным аппаратом, знакомство с современным
состоянием проблемы, логика изложения соблюдена, убедительность
рассуждений;

1

- использование учебного материала школьного курса, доказательство
уже установленного факта, нарушена логика изложения.

0

Качество оформления работы:
- работа оформлена грамотно;
- есть замечания по оформлению работы;

2
1

- не соответствует требованиям оформления.

0

Итого:

4. Методическое обеспечение программы.

20 баллов

С точки зрения психологов отношение к окружающей среде формируется в
процессе взаимодействия эмоционально, интеллектуальной и волевой сфер
психики человека. Только в том случае образуется система психологических
установок личности. Следовательно, реализация задач экологического
образования требует определенных форм и методов обучения. В своей
программе мы отдаем предпочтение таким формам, методам и методическим
приемам обучения, которые:
-стимулируют учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей
среде (деловые или сюжетно- ролевые игры, конференции, семинары,
беседы, рефераты, диспуты, дебаты, викторины, компьютерные технологии);
-способствуют развитию творческого мышления, умению предвидеть
возможные последствия природообразующей деятельности человека;
-методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ,
синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, а также
традиционные

методы

-беседа,

наблюдения,

опыт,

лабораторные

и

практические работы;
-обеспечивают

развитие

исследовательских

навыков,

умений;

основ

проектного мышления учащихся (проектные работы, проблемный подход к
изучению отдельных явлений), вовлекают учащихся в практическую
деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения,
агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка
территории, изучение и подсчет видового разнообразия, пропаганда
экологических.
Модель учебного занятия в объединении:
Блоки

1.

Этап
учебного
занятия
Организацио
нный

2.

Проверочный

Эта
пы

Подготовите
льный

Задачи
этапа

Содержание деятельности

Подготовка
детей к
работе на
занятии.

Организация начала занятия,
создание
психологического настроя на
учебную деятельность и активизация
внимания.
Проверка домашнего задания
(творческого, практического),

Установлен
ие

3.

4.

Основной

5.

правильнос
ти и
осознаннос
ти
выполнени
я
домашнего
задания
(если
таковое
было),
выявление
пробелов и
их
коррекция.
Подготовител Обеспечени
ьный
е
(подготовка к мотивации
новому
и принятие
содержанию) детьми
цели
учебнопознавател
ьной
деятельнос
ти.
Усвоение
Обеспечени
новых знаний е
и способов
восприятия,
действий
осмыслени
яи
первичного
запоминани
я связей и
отношений
в объекте
изучения.
Первичная
Установлен
проверка
ие
понимания
правильнос
изученного
ти и
осознаннос
ти усвоения
нового
учебного
материала,
выявление
ошибочных
или
спорных
представле
ний и их

проверка усвоения знаний
предыдущего занятия.

Сообщение темы, цели учебного
занятия и мотивация учебной
деятельности детей (например,
эвристический вопрос,
познавательная задача, проблемное
задание детям).

Использование заданий и вопросов,
которые активизируют
познавательную деятельность детей.

Применение пробных практических
заданий, которые сочетаются с
объяснением соответствующих
правил или обоснованием.

Итоговый

6.

Закрепление
новых
знаний,
способов
действий и их
применение

7.

Обобщение и
систематизац
ия знаний

8.

Контрольный

9.

Итоговый

10.

Рефлексивны
й

11.

Информацио
нный

коррекция
Обеспечени
е усвоения
новых
знаний,
способов
действий и
их
применения
.
Формирова
ние
целостного
представле
ния знаний
по теме.
Выявление
качества и
уровня
овладения
знаниями,
самоконтро
ль и
коррекция
знаний и
способов
действий.
Анализ и
оценка
успешности
достижения
цели,
определени
е
перспектив
ы
последующ
ей работы.
Мобилизац
ия детей на
самооценку
.

Применение тренировочных
упражнений, заданий, которые
выполняются самостоятельно
детьми.

Использование бесед и практических
заданий

Использование тестовых заданий,
устного (письменного) опроса, а
также заданий различного уровня
сложности (репродуктивного,
творческого, поисковоисследовательского).

Педагог совместно с детьми
подводит итог занятия.

Самооценка детьми своей
работоспособности,
психологического состояния, причин
некачественной работы,
результативности работы,
содержания и полезности учебной
работы.
Обеспечени Информация о содержании и
е
конечном результате домашнего
понимания задания, инструктаж по выполнению,
цели,
определение места и роли данного
содержания задания в системе последующих
домашнего занятий.
задания,

логики
дальнейшег
о занятия.

Дидактические материалы:
1. Раздаточные материалы для занятий
2. Разработки занятий, мероприятий, родительских собраний.
3. Наборы шаблонов, таблиц, фотографий.
5.

Литература для педагога:
1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург,
2016
2. Бухвало В.А. Общая методика развивающего обучения. – Рига, 2011.
3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
4. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие
мотивации. – Народное образование. – М., 2010, № 9, с.177-180.
5. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования
В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.(Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).
6. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной
технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.
7. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приѐма до философии М.,
1996
8. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998
9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., Интор, 1996.
10.Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. — М.: ПедагогикаПресс, 2000.
11.Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. - 326с.
12.Жак Д. Организация и контроль работы с проектами //
Университетское образование: от эффективного преподавания к
эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей
школы / БГУ. Центр проблем развития образования. — Мн.: Пропилеи,
2001. — С. 121—140. [ПереводЛ.А.Лашкевич; Источник: David Jaques.
Supervising Projects / SEDA Further Induction Pack II. – 1992, April. – P.
6—35.]
13.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная
школа. 2005. № 9. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения
проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
14.Каганов Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. - Л. 1926

15.Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в
условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000.
16.Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших
школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: ВентанаГраф, 2004.
17.Методология учебного проекта. Материалы городского методического
семинара. — М.: МИПКРО, 2001.
18.Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной
деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.
19.Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш.
квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред Е. С. Полат. — М.,:
Издательский центр «Академия», 1999.
20.Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование.
Международный специальный выпуск журнала: Технологическое
образование. 1996.
21.Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном
учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических
вузов. — М.: АРКТИ, 2003. (Методическая библиотека)
22.Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4,
2000, — с. 52-55
23.Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель,
№ 1, 2000, — с. 41-45
24.Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые
педагогические и информационные технологии в
системе
образования". М., 2004.
25.Проект «Гражданин» — способ социализации подростков.//Народное
образование, № 7, 2000.
26.Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной
образовательной среды ученика: пос. для учителя. М.: Ладога-100,
2002.
27.Русских Г.А. Технология проектного обучения // Биология в школе
28.Савенков А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное
исследование // Школьные технологии. — 1998. — № 4. — С. 144—
148.
29.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся:
Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.:
АРКТИ, 2003.

30.Слободчиков В.В. Основы проектирования развивающего обучения.
Петрозаводск, 1996.
31.Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб:
Питер, 2001. — 544.: ил. — (Серия «Учебник нового века»). [Метод
проектов. — С. 337—341]
32.Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы.
Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в
современной школе. М., Сентябрь, 1998, с.83-128.
33.Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя
от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998
34.Чиркова Е.Б. модель урока в режиме технологии проектного обучения.
//
35. Начальная школа. 2003. № 12.
36. Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. СПб: «Два Три», 1996,
с.610.
37. Экспериментальные площадки в московском образовании. Сб. статей
№ 2. — М.: МИПКРО, 2001. 160с
Интернет-ресурсы по проблемам проектной деятельности
1. Полат Е.С. Метод проектов
2. http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php Методические
рекомендации по организации проектной и исследовательской
деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы
3. http://schools.keldysh.ru/labmro
4. — Методический сайт лаборатории методики и информационной
поддержки развития образования МИО
Литература для обучающихся:
1. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над
проектом. // Образование в современной школе. 2000. №4. С. 21-27.
2. Девяткина Г.В. Проектирование учебно-технологических игр. //
Школьные технологии. 1998. №4. С. 121-126.
3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1981.
4. Мольц М. Я – это Я, или Как стать счастливым.— М.: Прогресс, 1991.
5. Монахова Л.Ю. Теоретические аспекты технологии проектирования
индивидуальных образовательных программ. // Наука и школа. 2000.
№1. С. 45.
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образованияд/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000

6.
Приложение 1.
Календарный учебный график.
1 год обучения – 144 часа в год.
Количество учебных недель: 32 учебных недель
Период обучения: с 01 октября по 31 мая (без осенне–весенних каникул).

№ п/п

1..

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

11.
12.

Тема

I. Вводный этап.
Введение. Значение проектноисследовательской
деятельности для развития
творческих способностей.
Типы проектов, их
классификация
Общие подходы к
структурированию проектов,
этапы создания проектов
Методы и методики
исследований.
Определение, выбор
проблемы.
Выбор научной темы.
Изучение общественного
мнения по выбранной
проблеме.
Формирование проектных
групп.
Обсуждение идей будущих
проектов.
Утверждение тематики
проектов и индивидуальных
планов.
II. Технологическая
проработка этапов проекта.
Определение целей и задач.
Определение нужд и
потребностей, необходимых
для разработки проекта.

13-14.

Изучение возможностей,
анализ имеющихся ресурсов.

15.

Составление бюджета проекта.

Кол-во
часов

Дата по
плану

Дата по
факту

22,5
2

5-9.10

5-9.10

Эвристиче
ская беседа
Опрос

2,5

5-9.10

5-9.10

2

12-16.10

12.16.10

Беседа

2,5

12-16.10

12-15.10

Беседа

2

19-23.10

Наблюдени
е
Беседа

2,5

19-23.10

2

26-29.10

Опрос

2,5

26-29.10

Групповая
работа
Беседа

2

2-6.11

2,5

2-6.11

Опрос

15,5

Формы
контроля/
аттестаци
и

Индивидуа
льная
беседа
Работа в
инициатив
ных
группах
Анализ

2
2,5

9-13.11
9-13.11

2
2,5

16-20.11
16-20.11

2

23-27.11

16.

17.

18.
19-20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

29.
30.
31.

32.

33.
34.
35.
36.

Составление
организационного плана,
рабочего графика.
Распределение обязанностей
между членами группы
(команд).
III. Технологическая
проработка этапов научноисследовательской
Типы научноисследовательских работ
Композиционная структура
исследовательской работы
Понятийный аппарат
исследования
Правила оформления
исследовательской работы

Оценка
практическ
ой работы
Индивидуа
льная
беседа
Групповая
работа

Тестирован
ие

2,5

23-27.11

2

30-4.12

25

2,5

30-4.12

2

7-11.12
7-11.12

2,5
2

14-18.12

Опрос

2,5

14-18.12

Требования к тексту

Опрос

2

21-25.12

Пример оформления
титульного листа
Пример оформления
оглавления
Примеры оформления
библиографических ссылок
Описание работы по проекту.
Обоснование проекта.

Опрос

2,5

28-31.12

Наблюдени
е
Наблюдени
е
Наблюдени
е
Индивидуа
льная
беседа
Беседа

2

28-31.12

2,5

11-16.01

2

11-16.01

2,5

18-22.01

22,5
2

18-22.01

Опрос

2,5

25-29.01

Индиви

2

25-29.01

Практическ
ая работа

2,5

1-5.02

Промежуто
чный
контроль

2

1-5.02

2,5

8-12.02

2

8-12.02

2,5

15-19.02

Критерии оценки
исследовательских работ
IV. Реализация проекта.
Сбор и систематизация
материалов по теме проекта.
Сбор и систематизация
материалов по теме проекта.
Составление планов
мероприятий по проекту.
Выбор форм реализации.
Контроль выполнения планов.
Промежуточная оценка
деятельности.
Доработка проектов с учетом
замечаний и
предложений.
Корректировка плана
реализации проекта.
Описание работы по проекту.
Обоснование проекта.
Описание работы по проекту.
Обоснование проекта.

Практическ
ая работа
Индивидуа
льная

37.

Оформление заявок,
информационной карты,
календарного плана
реализации проекта.

38.

Написание доклада по проекту

39.
40.
41.
42.
43.
44.

45.

46.

47.

48.
49.

50.

51.

52.

V. Реализация научноисследовательских работ.
Работа с информационными и
литературными источниками
Сбор и систематизация
фактического материала.
Интервьюирование (метод
сбора информации)
Анкетирование (метод сбора
информации)
Сбор и систематизация
фактического материала.
Планирование и реализация
экспериментальной части
работы.
Планирование и реализация
экспериментальной части
работы.
Планирование и реализация
экспериментальной части
работы.
Планирование и реализация
экспериментальной части
работы.
Планирование и реализация
экспериментальной части
работы.
Оформление результатов.

беседа
Индивидуа
льная
беседа

Консульта
ция

2

15-19.02

2,5

22-26.02

24,5
2

22-26.02

2,5

1-5.03

2

1-5.03

2,5

9-12.03

2

9-12.03

2,5

15-19.03.

2

15-19.03

2,5

22-26.03

2

22-26.03

Групповая
работа

2,5

29-2.04

Групповая
работа

2

29-2.04

Тестирован
ие и опрос
Опрос
Обработка
анкет

VI. Презентация проекта.

11,5

Оформление иллюстративного
ряда к проекту.

2,5

29-2.04

2

29-2.04

2,5

12-16.04

Оформление иллюстративного
ряда к проекту.

Оформление иллюстративного
ряда к проекту.

Контроль
за
подготовко
й
презентаци
и
Контроль
за
подготовко
й
презентаци
и

53.

Подготовка публичной
защиты.

54.

Репетиция защиты. Оценка
презентации.

55.

56.

57.

58.
59.
60.
61.
62.

63.

64.

VII.Презентация научноисследовательской работы
Создание презентации к
научно-исследовательской
работе.
Создание презентации к
научно-исследовательской
работе.
Создание презентации к
научно-исследовательской
работе.
Подготовка публичной
защиты, доклада.
Подготовка публичной
защиты, доклада.
Репетиция защиты.
Репетиция защиты.
Выступление в рамках научнопрактической конференции.
VШ. Обобщение материалов.
Оценка атмосферы в группах,
во время разработки и
реализации проектов и
научно-исследовательских
работ. Тренинг.
Положительные и
отрицательные последствия
проектов и научноисследовательских работ.
Круглый стол.

Контроль
за
подготовко
й
презентаци
и
Индивидуа
льная
беседа

2

12-16.04

2,5

19-23.04

18

Индивидуа
льный
контроль
Индивидуа
льный
контроль
Индивидуа
льный
контроль

Опрос
Опрос
Участие в
конференц
ии

2

19.-23.04

2,5

26-30.04

2

26-30.04

2,5

3-7.05

2

3-7.05

2,5
2
2,5

10-14.05
10-14.05
17-21.05

4,5

2

17-21.05

Итоговый
контроль

2,5

24-28.05

Беседа

144

Приложение 2
Контроль и оценка достижений обучающихся (критерии оценки учебноисследовательских работ)
№ п/п

Оцениваемые параметры

Оценка в
баллах

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Актуальность поставленной задачи:
- имеет большой практический и теоретический интерес;

3

- носит вспомогательный характер;

2

- степень актуальности определить сложно;

1

- не актуальна;

0

Умение автора выделить и сформулировать проблему, цели и задачи
исследования:
- автор четко выделяет и формулирует проблему, цели и задачи
исследования;

2

- недостаточный уровень проработанности проблемы, цели и задач
исследования;

1

- проблемы, цели и задачи исследования не выделены и не
сформулированы.

0

Оригинальность методов решения задачи исследования:
- решены новыми, оригинальными методами;

3

- имеет новый подход к решению, использованы новые идеи;

2

- используются традиционные методы решения.

1

Новизна полученных результатов:
- получены новые теоретические и практические результаты;

4

- разработан и выполнен оригинальный эксперимент;

3

- имеется новый подход к решению известной проблемы;

2

- имеются элементы новизны;

1

- ничего нового нет.

0

Практическая значимость работы:
- результаты заслуживают опубликования и практического исполнения;

3

- можно использовать в научной работе школьников;

2

- можно использовать в учебном процессе;

1

- не заслуживает внимания.

0

Уровень проработанности исследования, решения задач:
- задачи решены полностью и подробно с выполнением всех
необходимых элементов исследования;

2

- недостаточный уровень проработанности решения;

1

- решение не может рассматриваться как удовлетворительное.

0

Эрудированность автора в рассматриваемой области:
- использование известных результатов и научных фактов в работе,
владение специальным аппаратом, знакомство с современным
состоянием проблемы, логика изложения соблюдена, убедительность
рассуждений;

1

- использование учебного материала школьного курса, доказательство

0

уже установленного факта, нарушена логика изложения.
8.

Качество оформления работы:
- работа оформлена грамотно;
- есть замечания по оформлению работы;

2
1

- не соответствует требованиям оформления.

0

Итого:

20 баллов

Приложение 3
Разработка занятия:
Тема: «Проектная деятельность. Классификация проектов».
Метод проектов можно представлять как способ организации
педагогического процесса, основанный на взаимодействии учителя и
учащегося, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная
практическая деятельность по достижению поставленной цели. Обобщив
исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие
этапы проекта:
1. Цель:педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и
посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
2. Задачи:Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:- к
кому обратиться за помощью;- в каких источниках можно найти
информацию;какие
предметы
использовать
(принадлежности,
оборудование);-с какими предметами научиться работать для достижения
цели;
3. Этапы проекта: Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
Ход занятия:
Проекты могут классифицироваться:
 по составу участников;
 по целевой установке;
 по тематике;
 по срокам реализации.
Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками.
Они могут быть:
- внутриклассными;
- внутришкольными;
- региональными;
- межрегиональными;













- международными.
Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как
правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для
координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и,
следовательно, ориентированы на использование средств современных
компьютерных технологий.
На практике чаще всего используются следующие типы проектов:
 исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем
результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение
задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей
ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом
используются методы современной науки: лабораторный эксперимент,
моделирование, социологический опрос и другие.
ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ
персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в
нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических
персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается
открытым до самого окончания
 информационно-практико-ориентированные:
дети
собирают
информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы
(оформление и дизайн класса, витражи и др.);
 творческие (оформление результата в виде урока, внеклассного
мероприятия, предметной недели и т.д.)предполагает максимально
свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.Это
могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры,
произведения изобразительного или декоративно-прикладного
искусства, видеофильмы и т.п.
Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области
являются межпредметными, а творческие – монопроектами. Основная
цель проектного метода – это развитие свободной творческой личности
ребенка, которое определяется задачами развития и задачами
исследовательской деятельности детей.
Задачи развития личности ребенка:
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
развитие познавательных способностей;
развитие творческого воображения;

развитие творческого мышления;
 развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем возрасте начальной школы (1-2-е классы) это:
 вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль
учителя);
 активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации
(вместе с учителем);
 формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности
(практические опыты).
В более старшем возрасте начальной школы (4-5-е классы) – это:
 формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной
инициативы;
 развитие умения определять возможные методы решения проблемы с
помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
 формирование умения применять данные методы, способствующие
решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
 развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение
конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской
деятельности.
Классификация проектов по продолжительности.
Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.
Уроки используются для координации деятельности участников проектных
групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению
продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной
деятельности и дома.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при
участии руководителя.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.
Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации
выполняются во внеурочное время.



Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».