РП финграмотность 1-4 кл 23-24

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №20 имени П.Ф. Крупского Муниципальное образование Абинский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета
протокол №1
от 30 августа 2023 года
директор МБОУ СОШ №20
_____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
Сроки реализации программы начальное общее образование (1-4 классы)
Возраст обучающихся 7-10 лет
Место курса в учебном плане 1 классы – 17 часов, 2 классы – 17 часов,
17 часов

3 классы – 17 часов, 4 классы –

Программа разработана на основе учебной программы по финансовой грамотности Е.
Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. Учебная программа «Финансовая грамотность» 1 -4
класс. - М.: Вита-Пресс, 2015. Издание подготовлено в рамках совместного проекта
Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению
уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской
Федерации»).
Программа разработана в соответствии с

ФГОС начального общего образования

1. Планируемые результаты реализации программы
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
осознание себя как члена семьи, общества и государства;
 овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
 развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе
при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.


Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
 понимать цели своих действий;
 составлять простые планы с помощью учителя
 проявлять познавательную и творческую инициативу;
 оценивать правильность выполнения действий;
 адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.
Познавательные.
Обучающийся научится:
 освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
 использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
 овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
 овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные.

Обучающийся научится:
 составлять текст в устной и письменной формах;
 слушать собеседника и вести диалог;
 признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
 излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
 договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
 осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
Предметные.
Обучающийся научится:
 понимать и правильно использовать экономические термины;
 иметь представление о роли денег в семье и обществе;
 уметь характеризовать виды и функции денег;
 знать источники доходов и направлений расходов семьи;
 уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет
 определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения
 проводить элементарные финансовые расчеты.
Содержание курса «Финансовая грамотность» отобрано с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Прочному усвоению содержания курса помогают сказочные персонажи, выполненные с помощью
компьютерной анимации,
периодически появляющиеся на занятиях в роли педагогов - экономистов: Гном Эконом (2 класс), друг-Бурундук и его компания (3–4 классы). Формированию
самостоятельности и развитию творческих способностей детей при изучении данного курса способствует
обязательное ведение рабочих тетрадей. Учитывая возрастные особенности детей, на уроках активно используется
видеоматериал, мультимедийные презентации, наглядный материал, что, безусловно, способствует лучшему
пониманию и закреплению полученных детьми знаний.
Основные формы контроля:


мониторинг (тестирование, анкетирование);








практикумы;
творческие задания;
проектная, исследовательская деятельность;
конкурсы;
деловые и ролевые игры;
олимпиады

Межпредметные связи:
Значительную помощь в овладении младшими школьниками экономическими понятиями оказывают
межпредметные связи. Уроки экономики тесно связаны с русским языком, математикой, изобразительным
искусством, окружающим миром. Решение задач и проблемных ситуаций с экономическим содержанием
показывает прагматическую направленность экономических знаний.
Математика:






Построение и чтение столбчатых и круговых графиков;
Решение математических задач с экономическим содержанием;
Сравнение нескольких величин;
Нахождение части от числа и числа по его части;
Решение задач на сообразительность.

Русский язык:







Написание сочинений;
Подготовка сообщений;
Обогащение словарного запаса детей;
Ведение словаря экономических терминов;
Разгадывание ребусов, шарад и других занимательных заданий;
Решение проблемных ситуаций.

Изобразительное искусство:


Выполнение творческих заданий в рисунке и чертеже;





Раскрашивание;
Конкурсные задания по рисунку на экономические темы;
Эстетичное оформление творческих работ и сообщений.

Окружающий мир:






Экология родного края;
Природные ресурсы;
Потребности, необходимые для поддержания здоровья человека;
Обычаи и жизнь народов разных стран;
Города и страны.
2. Содержание учебного курса

Первый год обучения
Темы планирования повторяются в каждом классе, но содержание программы расширяется и усложняется по
годам обучения с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и
индивидуальных возможностей обучающихся с ТНР.
1.

Тема 1. Введение в экономику (1 час): Введение в экономику. Знакомство с понятием«экономика». Для
чего нужна экономика;
2.
Тема 2. Потребности (2 часа): Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают
потребности;
3.
Тема 3. Источники удовлетворения потребностей (7 часов): Источники
удовлетворения
потребностей. Почему все потребности нельзя удовлетворить. Виды потребностей. Мои
желания и потребности;
Тема 4. Домашнее хозяйство (4 часа): Домашнее хозяйство. Распределение ролей в
семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи. Что такое «доходы» и «расходы». Важно
ли быть богатым. Посчитаем семейный бюджет;
5. Тема 5. Товары и услуги (6 часов): Что такое «товар». Какие бывают товары.
4.

Где можно
приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы;
Тема 6. Деньги (8 часов): Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и
страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода.
7.
Тема 7. Маркетинг (4 часа): Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля.
Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция;
8.
Тема 8. Задачи от Гнома - Эконома (1 час): Задачи с экономическим
содержанием от Гнома – Эконома.
6.

Результат 1-го года обучения:
К концу 1 -го года обучения школьники должны знать:
 что изучает экономика;

что такое потребности, какие бывают потребности, возможности их
удовлетворения;
 отличия товаров и услуг, кто производит товары и услуги;
 для чего нужна реклама, роль рекламы в продвижении товаров и услуг;

что такое деньги, их роль в жизни людей, деньги старинные и современные, деньги
разных стран;
 что такое маркетинг.
Должны уметь:
 выделять общие и основные потребности, находить источники их
удовлетворения;
 пользоваться деньгами;
 классифицировать профессии по изготовлению товаров и услуг;
 определять цену товара.
Второй год обучения

Тема 1. Знакомство с Бурундуком и компанией (2 часа): Знакомство с лесными героями – Бурундуком
и его компанией. Вспомним понятие «экономика»;
2.
Тема 2. Потребности (1 час): Потребности человека. Значение труда в удовлетворении
потребностей. Труд и удовлетворение потребностей;
3. Тема 3. Торговля (12 часов): Когда и где возникла торговля. Зачем
1.

современному человеку
нужна торговля. Как и где производятся товары. Какие бывают товары. Почему
одни товары стоят дороже, а другие дешевле.
4.

Тема 4. Графики (3 часа): Что такое «график». Какие бываю графики. Графики

«доходов» и «расходов»;
Тема 5. Деньги (4 часа): История денег. Деньги бумажные и металлические. Деньги России и мира.
Почему каждый народ имеет свои деньги. Что изображено на деньгах. Защита денег
от подделки;
6.
Тема 6. Занимательная экономика (5 часов): Занимательная экономика. Экономические ребусы и
кроссворды от Бурундука и компании. Экономика и русский язык. Экономика и окружающий мир.
Взаимодействие экономики с другими науками;
7.
Тема 7. Экономические задачи (4 часа): Решаем задачи с экономическим содержанием;
8. Тема 8. Аренда (1 час): Аренда. Что такое «аренда». История аренды;
9.
Тема 9. Банки. Вклады (2 часа): Банки. Для чего нужны банки. Зачем люди вкладывают
деньги
в банк. Крупные банки России
5.

Результаты 2-го года обучения:
К концу 2-го года обучения школьники должны знать:
- выделять физиологические и духовные потребности;
 виды торговли; из чего складывается выручка, виды цен;
 что такое себестоимость; из чего складывается себестоимость; затраты и издержки;
 что такое сделки и посредники; доля посредника;
 для чего нужен график; виды графиков;

что такое аренда; виды аренды;
 крупные банки страны; функции банков; виды вкладов.
Должны уметь:
 определять по формулам, чему равен доход и прибыль;
 чертить элементарные графики доходов и расходов;
 отличать настоящие деньги от фальшивых;
 решать простейшие экономические задачи.


Третий год обучения
Тема 1. Встреча в лесной экономической школе (1 час): Бурундук и компания юных экономистов
вместе с нами продолжают изучать азы экономики!
2. Тема 2. Основы экономического развития (10 часов): Что такое экономическое развитие.
Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие
1.

«кризиса». Почему происходит кризис в экономике. Монополия и конкуренция. Роль
правительства в экономике;
3.

Тема 3. Реклама. Качество товара (4 часа): Реклама и качество товара.

Качественные и некачественные товары. Что можно, а что нельзя рекламировать. Штрих-коды на товарах и
их значение;
4.

Тема 4. Банки. Ценные бумаги (3 часа) Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов.

Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История вкладов. Функции сберегательной книжки;
Тема 5. Штрафы (1 час): Виды штрафов. Кто и когда платит штрафы. Кто взимает штрафы;
Тема 6. Деловая этика (1 час): Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику.
Правила делового этикета. Бизнес – этикет;
5.
6.

Тема 7. История профессий (1 час): Появление профессий. История профессий. Популярные
современные профессии;
8. Тема 8. Налоги (2 часа): Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда идут налоги. Виды
налогов (подоходный, транспортный, имущественный);
9. Тема 9. Международная торговля (1 час): Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня.
Экспорт. Импорт;
10.
Тема 10. Экономические задачи (5 часов): Решаем экономические задачи на нахождение
прибыли;
11.
Тема 11. Занимательная экономика (5 часов): Занимательная наука – экономика. Конкурсы и
творческие задания по пройденным темам.
7.

Результаты 3-го года обучения:
К концу 3-го года обучения школьники должны знать:
 что такое конкуренция, ее достоинства и недостатки;
 что такое акционерное общество, как оно создается;
 почему бывают кризисы в экономике, кривая развития экономики;
 виды рекламы, правила рекламы;
 как появились профессии; почему возникают новые профессии, основные профессии вашей местности;
 налоги, виды налогов, кто собирает налоги.
Должны уметь:
- различать качественный и некачественный товар,
 чертить кривую развития экономики,
 определять вид ценной бумаги,
 составлять рекламный текст;
 решать задачи на нахождение прибыли, выручки, цены.
Ожидаемые результаты:
После изучения курса «Финансовая грамотность» обучающиеся начальной школы
должны знать:

какие бывают потребности;
 каковы источники удовлетворения потребностей;
 почему все потребности нельзя удовлетворить;
 что такое деньги; их роль в жизни человека;
 что такое доходы и расходы;
 где можно приобрести товары и услуги;
 что такое «источники доходов»;
 что такое «собственность», «себестоимость», «выручка», «товар», «цена»,
«зарплата» и
другие экономические понятия;
 о взаимоотношениях продавца и покупателя;
 значение труда в удовлетворении потребностей;
 о домашнем хозяйстве и его возможностях в удовлетворении потребностей людей. Учащиеся должны
уметь:
 анализировать свои потребности;
 выделять основные и особые потребности;
 определять источники удовлетворения различных потребностей;
 пользоваться деньгами;
 определять источники доходов и расходов;
 объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;
 совершать элементарные покупки в магазине;
 анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении потребностей.


Четвёртый год обучения
Тема 1. Встреча в лесной экономической школе (1 час): Бурундук и компания юных экономистов
вместе с нами продолжают изучать азы экономики!
2. Тема 2. Основы экономического развития (10 часов): Что такое экономическое развитие.
Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие
1.

«кризиса». Почему происходит кризис в экономике. Монополия и конкуренция. Роль правительства в экономике;
3.

Тема 3. Реклама. Качество товара (4 часа): Реклама и качество товара.

Качественные и некачественные товары. Что можно, а что нельзя рекламировать. Штрих-коды на товарах и
их значение;
4.

Тема 4. Банки. Ценные бумаги (3 часа) Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов.

Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История вкладов. Функции сберегательной книжки;
Тема 5. Штрафы (1 час): Виды штрафов. Кто и когда платит штрафы. Кто взимает штрафы;
Тема 6. Деловая этика (1 час): Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику.
Правила делового этикета. Бизнес – этикет;
7. Тема 7. История профессий (1 час): Появление профессий. История профессий. Популярные
современные профессии;
8. Тема 8. Налоги (2 часа): Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда идут налоги. Виды
налогов (подоходный, транспортный, имущественный);
9. Тема 9. Международная торговля (1 час): Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня.
Экспорт. Импорт;
10.
Тема 10. Экономические задачи (5 часов): Решаем экономические задачи на нахождение
прибыли;
11.
Тема 11. Занимательная экономика (5 часов): Занимательная наука – экономика. Конкурсы и
творческие задания по пройденным темам.
5.
6.

Результаты 4-го года обучения:
К концу 4-го года обучения школьники должны знать:
 что такое конкуренция, ее достоинства и недостатки;
 что такое акционерное общество, как оно создается;
 почему бывают кризисы в экономике, кривая развития экономики;




виды рекламы, правила рекламы;
 как появились профессии; почему возникают новые профессии, основные профессии вашей местности;
налоги, виды налогов, кто собирает налоги.

Должны уметь:
- различать качественный и некачественный товар,
 чертить кривую развития экономики,
 определять вид ценной бумаги,
 составлять рекламный текст;
 решать задачи на нахождение прибыли, выручки, цены.
Ожидаемые результаты:
После изучения курса «Финансовая грамотность» обучающиеся начальной школы
должны знать:
 какие бывают потребности;
 каковы источники удовлетворения потребностей;
 почему все потребности нельзя удовлетворить;
 что такое деньги; их роль в жизни человека;
 что такое доходы и расходы;
 где можно приобрести товары и услуги;
 что такое «источники доходов»;
 что такое «собственность», «себестоимость», «выручка», «товар», «цена»,
«зарплата» и
другие экономические понятия;
 о взаимоотношениях продавца и покупателя;
 значение труда в удовлетворении потребностей;
 о домашнем хозяйстве и его возможностях в удовлетворении потребностей людей. Учащиеся должны
уметь:
 анализировать свои потребности;









выделять основные и особые потребности;
определять источники удовлетворения различных потребностей;
пользоваться деньгами;
определять источники доходов и расходов;
объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;
совершать элементарные покупки в магазине;
анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении потребностей.
3. Тематическое планирование учебного курса Учебно-тематический

план
(1-ый год обучения)
№ п/п Темы

Количе
ство
часов

4
5

Введение в
экономику
Потребности
Источники
удовлетворения
потребностей
Домашнее хозяйство
Товары и услуги

6

Деньги

8

7

Маркетинг

4

1
2
3

1
2
7

46

Основные виды деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)
Регулятивные УДД:
 определять
и
формулировать цель деятельности
с помощью педагога;
 проговаривать
последовательность действий;учиться высказывать свое предположение;учиться
работать по предложенному педагогом плану;учиться отличать верно выполненное
задание от неверного;
 учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с

8

Задачи от Гнома Эконома

1

помощью педагога;
 учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную
литературу;
Коммуникативные УДД:учиться выражать свои мысли;учиться объяснять свое
несогласие
и
пытаться договориться;
 учиться
выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика);
 овладевать
навыками сотрудничества в группе в совместном решении
учебной задачи.
Регулятивные УДД:
 определять
и
формулировать цель деятельности с помощью педагога;
 проговаривать
последовательность действий;учиться высказывать свое предположение;учиться
работать по предложенному педагогом плану;
 учиться
отличатьсверно
выполненное
задание
от неверного;
иться совместно
педагогом
и другими
учениками
давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Итого:

33

Учебно-тематический план
(2-ый год обучения)
№ Темы
п/п

1

2
3
4
5
6
7
8

Знакомство с
Бурундуком и
компанией
Потребности
Торговля
Графики
Деньги
Занимательная
экономика
Экономические
задачи
Аренда

Количе
ство
часов

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных
действий)

2

Регулятивные УДД:
 определять
и
формулировать цель деятельности с помощью педагога;
 проговаривать
последовательность действий;учиться высказывать свое предположение;учиться работать по
предложенному педагогом плану;учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
 учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
педагога;
 учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный
опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
Коммуникативные УДД:учиться выражать свои мысли;учиться объяснять свое

2
12
3
4
5
4
1

9

Банки. Вклады

2

несогласие
и
пытаться договориться;учиться
выполнять различные роли в группе
(лидера, исполнителя, критика);
 овладевать
навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Познавательные УДД:ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от
уже известного с помощью педагога;
 учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный
опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

Коммуникативные УДД:учиться выражать свои мысли;
 учиться объяснять свое несогласие
и
пытаться договориться;
 учиться
выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
 овладевать
навыками сотрудничества в группе в совместном решении
учебной задачи.

Итого:

34

Учебно-тематический план
(3-ый год обучения)
№ п/п Темы

Количес
тво часов

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных
учебных действий)

1

4

Встреча в лесной
Экономической школе
Основы экономического
развития
Реклама. Качество
товара
Банки. Ценные бумаги

5
6
7
8
9

Штрафы
Деловая этика
История профессий
Налоги
Международная

1
1
1
2
1

Регулятивные УУД-Определять и формулировать цель деятельности с помощью
педагога.
 Проговорить
последовательность действий.Учиться высказывать свое предположение.
 Учиться работать по
предложенному учителем плану.Учиться отличать верно выполненное задание от
неверного.Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УУД-Ориентироваться в своей системе знаний.Отличать новое от уже
известного с помощью учителя.
Учиться добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт, информацию, полученную от педагога и используя литературу.
Коммуникативные УУД Учиться
Учиться выражать
объяснять свои
свое мысли.
несогласие и пытаться

1
2
3

10
4
3

10
11

торговля
Экономические задачи
Занимательная
экономика

договариваться.
 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Овладевать навыками сотрудничества в

5
5

группе в совместном решении учебной задачи.
Регулятивные УУД-Определять и формулировать цель деятельности с помощью
педагога.
 Проговорить
последовательность действий.Учиться высказывать свое предположение.
 Учиться работать по
предложенному учителем плану.Учиться отличать верно выполненное задание от
неверного.Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.

Итого:

34

Учебно-тематический план
(4-ый год обучения)
№ п/п Темы

1

Встреча в лесной
экономической

Количес
тво часов

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных
действий)

1

Личностные

Развитие доброжелательности, позитивного отношения к жизни.

школе
2

3
4
5
6
7
8
9
10
11

Основы
экономического
развития
Реклама. Качество товара
Банки. Ценные бумаги
Штрафы
Деловая этика
История профессий
Налоги
Международная
торговля
Экономические
задачи
Занимательная
экономика

10

Итого:

34

4
3
1
1
1
2
1
5
5

Развитие компетентности в вопросах нормативного поведения.
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных
поступков, так и поступков окружающих людей.
Выделение нравственного содержания своих поступков
Коммуникативные

Формирование умения продуктивного взаимодействия, умения
совместного принятия решения

Выражение своего мнения и аргументация свое точки зрения
Регулятивные

Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности

Умение адекватно оценивать свою деятельность

Умение адекватно воспринимать оценку со стороны

Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в
совместной деятельности

Формирование основ оптимистического восприятия мира
Формирование готовности к преодолению трудностей


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».